Церкви города Касимова
Вознесенский собор.
Касимовский Вознесенский собор был основан, как надо предполагать, в ;начале XVII столетия, в то время, когда власть касимовских царей и царевичей начала угасать и город Касимов со всем прилегающим к нему краем начал постепенно присоединяться и входить в состав русского государства и населяться все более русскими. Это было в царствование Михаила Федоровича, при касимовских владельцах царе Арслане и царевиче Сеид-Бургане, нареченном во святом крещении Василием. Известно, что Вознесенский собор уже существовал во время составления писцовых книг Петра Воейкова и Постника Ракова в 1627 году. В писцовых книгах Воейкова и Ракова вот что говорится о соборе: «В городе соборная церковь Вознесения Христова, деревянная клетцки; в той церкви придел Усекновения головы Иоанна Предтечи. В церкви имеются строения: образ местный Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царские, сень, столпцы и Деисус на краске, а пред Деисусом шесть подсвечников деревянных; паникадило медное, а у паникадила яблоко деревянное позолоченное. В алтаре, за престолом, образ Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте, а на полях у Богородицы два архангела, на другой стороне - Николай Чудотворец поясной на краске, а приклад у того образа - гривенка витая, серебряная; а за престолом же крест выносной на краске, Евангелие тетр, печать Литовская, волочено выбойкою, евангелисты медные. На престоле индития выбойчатая, крест благословящий на краске, сосуды церковные, блюдо, потир и лжица деревянные, звезда и копие железные, покровцы и воздух выбойчатые. Ризы и два стихаря полотняные, у риз и у стихарей оплечья выбойчатые; пояс нитяной, уларь выбойчатый, червчатый, турской, кадило медное. Да в церкви же книги: устав письменный в десть, два октоя письменных в десть, часовник, печать московская, ветх, в четверть, псалтырь печатная в полдесть. В приделе Иоанна Предтечи: образ местный Усекновения честной головы Иоанна Предтечи на краске; двери царские, сень, столпцы и Деисус на краске. Под церковью церковной земли в длину семь сажень, а поперек три сажени». Царь Алексей Михайлович особенно благоволил Касимовскому Вознесенскому Собору. Доказательством этому служат образ и Евангелие, дарованные Государем, и его же жалованная грамота церковнослужителям. Вот описание образа, Евангелия и грамоты. Образ писан во имя Св. Иоанна Предтечи, стоит он ныне в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи и служит местною иконою; прислан он был государем Алексеем Михайловичем, на память ангела сына его царевича Иоанна Алексеевича, значит после 1666 года (в этом гoдy родился Иоанн Алексеевич); день ангела царевича приходился на 29 августа. На образе читается следующая надпись: «Образ Иоанна Предтечи пожалована Алексеем Михайловичем из царской казны, с окладом серебряным бассенной работы, риза приделана и образ поновлен при протопопе того собора Федоре Ипатьевиче Печерском в 1794 г. июля 30 дня». Евангелие, пожертвованное царем Алексеем Михайловичем Вознесенскому собору величиной в десять вершков, оправлено в серебро. Наружная отделка позднейшего времени относится к 1798 году. В этом году верхняя крышка была обложена серебром ценою в 115 руб. Нижняя крышка - медная. Евангелие печатано в 1644 году (7152) в 32 лето царствования Михаила Федоровича, при патриархе Иосифе, пожаловано было государем незадолго до крещения касимовского владельца царевича Василия, именно в 1650 году. Имя государево и года значатся в надписи на самом Евангелии. Надпись сделана по листам и написана старинным скорописным почерком. Читается она следующим образом: «Лето 7158 Генваря в 28 день Государь, царь и Великий князь Алексей Михайлович всея России пожаловал сию книгу в Касимов в город в Соборную Церковь Вознесения Господня в придел». Это Евангелие находится теперь в ризнице Вознесенского собора. Грамота находится в ризнице соборной, хранилась она в списке. Список писан старинным почерком, длиною один аршин с вершком. Дана была грамота 11 марта 1762 года. Привожу подлинные слова грамоты: «От Царя Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержавца в Касимов воеводе нашему Максиму Осиповичу Беклемишеву, Казанского Дворца в расходной книге нынешнего 180 г. написано: нашего Великого Государя жалованья годовые руги Касимовския соборныя церкви Вознесения Христова, да в придел Иоанна Предтечи, по окладу: попу 3 рубля, диакону рубль, да хлеба по семи четвертей ржи, овса томуже человеку, дьячку полтина, пономарю да просвирнице по полуполтине человеку, да хлеба по пять чети ржи, овса потомуж, человеку на просфоры полтина; всего денежные руги по окладу пять рублев шестнадцать алтын четыре деньги, да захлеб за двадцать за девять чети деньгами семь рублев восемь алтын две деньги и обоего годовыя денежныя руги за хлеб деньгами двенадцать рублев двадцать пять алтын и в то число на нынешний на 180 г. того нашего Великого Государя жалованья годовыя денежныя руги и за хлеб деньгами дано на Москве из доходов Приказу Казанского Дворца десять рублев; потому что по сказке попа Ивана у тое соборныя церкви ныне дьякона нет и ныне бил челом нам Великому Государю Касимовские соборныя церкви Вознесения Господня и придела Иоанна Предтечи поп Иван, по нашему Великого Государя жалованья и захлеб деньгами велено ему с причетники давать по все годы из Приказу Казанского Дворца и как де он для тое руги приезжает к Москве и в то де время в Соборной церкви пения не бывает многое время, а в Касимове де на кружечном дворе кабацкую прибыль збирают на нас Великого Государя и нам Великому Государю пожаловати б его попа Иванас причетники велеть им впредь со 181 году нашего Великого Государя жалованье годовую ругу давать в Касимове из доходов кружечного двора по вся годы без московския волокиты, и о том дать Великого Государя грамоту с причетом в Касимове и воеводе и как к тебе ся нашего Великого Государя грамота придет и ты б Касимовские соборныя церкви Вознесения Господня попу Ивану с причетники Великого Государя жалованья годовую ругу по окладу ежегодно велел давать в Касимове из сборных денег кружечного двора на лицо, и за очи отнюдь никому давать не велел, а сколько в котором году и кому именно та руга будет дана и ты б о том ежегодно писал к нам Великому Государю подлинно, а отписи велел подавать в приказе Казанского Дворца боярину нашему Князю Ивану Андреевичу Хилкову, да дьяком нашим думному Григорию Караулову, да Федору Грибоедову, да Григорию Михайлову, а прочесть сию нашу Великого Государя грамоту отдал бы еси попу Ивану, а себе нашей Великой Государя грамоты список слово в слово за своею рукою оставил в съезжей избе в предь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лето 7180 марта в11 день». В 1748 году касимовским воеводою Василием Михайловичем Ховриным на месте деревянного Вознесенского собора, существовавшего еще в 1623 году, был построен каменный, тоже главный престол во имя Вознесения Господня, а боковые - один во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи: а другой - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Собор, построенный в 1748 году был низок, мал и тесен; поэтому жители города Касимова построили в 1854 гoдyl) новый просторный И прекрасной архитектуры то же главный престол во имя Вознесения Господня, а боковые те же что и в старом соборе. План настоящего собора снят с плана собора в г.Гатчине. В Вознесенском соборе находятся три замечательных картины: проповедь на горе, бегство в Египет, введение пр. Богородицы в храм Иерусалимский. На столбах находятся следующие живописные картины: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия; из чтимых местных икон замечательны иконы Спасителя и Великомученика Пантелеим она, принесенная из Афонского Пантелеимоновского монастыря купцом Лавровым; при этой иконе находится частица мощей Великомученика Пантелеимона в серебряном кресте. Вознесенский собор снаружи был выкрашен в 1889 году и купол был расписан внутри храма 1890 году; снаружи собор имеет очень красивый вид; настоящий церковный староста потомственный почетный гражданин Сергей Леонтьевич Салазкин особенно заботится об украшении Вознесенского Собора. .
__________________________
1) Освящен в 1862 году.