Церкви города Касимова

 

 

 

 

На главную

О г.Касимове

Основоположн.

Церкви

Краев. музей

Написать письмо

[Вознесенский собор]
[Благовещенская церковь]
[Успенская церковь]
[Церковь Великомученика Георгия, или Богоявления]
[Николаевская церковь]
[Рождественская или Пятницкая церковь]
[Казанская церковь]
[Троицкая церковь]
[Церковь Михаила Архангела, или Воскресенская в Ямской слободе.]
[Церковь Пророка Божия Илии на Старом Посаде]
[Церкви Всех Святых и Преображения Господня]
[Церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова При Касимовском Тюремном Замке.]
[Часовня Царевича Иакова Васильевича В Казанском монастыре.]
[Соборная Ханская Мечеть]

Вознесенский собор.

Касимовский Вознесенский собор был основан, как надо пред­полагать, в ;начале XVII столетия, в то время, когда власть касимовс­ких царей и царевичей начала угасать и город Касимов со всем приле­гающим к нему краем начал постепенно присоединяться и входить в состав русского государства и населяться все более русскими. Это было в царствование Михаила Федоровича, при касимовских владельцах царе Арслане и царевиче Сеид-Бургане, нареченном во святом кре­щении Василием. Известно, что Вознесенский собор уже существовал во время составления писцовых книг Петра Воейкова и Постника Ра­кова в 1627 году. В писцовых книгах Воейкова и Ракова вот что гово­рится о соборе: «В городе соборная церковь Вознесения Христова, де­ревянная клетцки; в той церкви придел Усекновения головы Иоанна Предтечи. В церкви имеются строения: образ местный Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царские, сень, столпцы и Деисус на краске, а пред Деисусом шесть подсвечников деревянных; паникадило медное, а у паникадила ябло­ко деревянное позолоченное. В алтаре, за престолом, образ Пречис­той Богородицы Одигитрии на золоте, а на полях у Богородицы два архангела, на другой стороне - Николай Чудотворец поясной на крас­ке, а приклад у того образа - гривенка витая, серебряная; а за престо­лом же крест выносной на краске, Евангелие тетр, печать Литовская, волочено выбойкою, евангелисты медные. На престоле индития вы­бойчатая, крест благословящий на краске, сосуды церковные, блюдо, потир и лжица деревянные, звезда и копие железные, покровцы и воз­дух выбойчатые. Ризы и два стихаря полотняные, у риз и у стихарей оплечья выбойчатые; пояс нитяной, уларь выбойчатый, червчатый, тур­ской, кадило медное. Да в церкви же книги: устав письменный в десть, два октоя письменных в десть, часовник, печать московская, ветх, в четверть, псалтырь печатная в полдесть. В приделе Иоанна Предтечи: образ местный Усекновения честной головы Иоанна Предтечи на крас­ке; двери царские, сень, столпцы и Деисус на краске. Под церковью церковной земли в длину семь сажень, а поперек три сажени». Царь Алексей Михайлович особенно благоволил Касимовскому Вознесен­скому Собору. Доказательством этому служат образ и Евангелие, да­рованные Государем, и его же жалованная грамота церковнослужите­лям. Вот описание образа, Евангелия и грамоты. Образ писан во имя Св. Иоанна Предтечи, стоит он ныне в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи и служит местною иконою; прислан он был госуда­рем Алексеем Михайловичем, на память ангела сына его царевича Иоанна Алексеевича, значит после 1666 года (в этом гoдy родился Иоанн Алексеевич); день ангела царевича приходился на 29 августа. На образе читается следующая надпись: «Образ Иоанна Предтечи по­жалована Алексеем Михайловичем из царской казны, с окладом се­ребряным бассенной работы, риза приделана и образ поновлен при протопопе того собора Федоре Ипатьевиче Печерском в 1794 г. июля 30 дня». Евангелие, пожертвованное царем Алексеем Михайловичем Вознесенскому собору величиной в десять вершков, оправлено в се­ребро. Наружная отделка позднейшего времени относится к 1798 году. В этом году верхняя крышка была обложена серебром ценою в 115 руб. Нижняя крышка - медная. Евангелие печатано в 1644 году (7152) в 32 лето царствования Михаила Федоровича, при патриархе Иосифе, пожаловано было государем незадолго до крещения касимовского вла­дельца царевича Василия, именно в 1650 году. Имя государево и года значатся в надписи на самом Евангелии. Надпись сделана по листам и написана старинным скорописным почерком. Читается она следую­щим образом: «Лето 7158 Генваря в 28 день Государь, царь и Великий князь Алексей Михайлович всея России пожаловал сию книгу в Каси­мов в город в Соборную Церковь Вознесения Господня в придел». Это Евангелие находится теперь в ризнице Вознесенского собора. Грамота находится в ризнице соборной, хранилась она в списке. Список писан старинным почерком, длиною один аршин с вершком. Дана была гра­мота 11 марта 1762 года. Привожу подлинные слова грамоты: «От Царя Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и бе­лыя России Самодержавца в Касимов воеводе нашему Максиму Оси­повичу Беклемишеву, Казанского Дворца в расходной книге нынешне­го 180 г. написано: нашего Великого Государя жалованья годовые руги Касимовския соборныя церкви Вознесения Христова, да в придел Иоанна Предтечи, по окладу: попу 3 рубля, диакону рубль, да хлеба по семи четвертей ржи, овса томуже человеку, дьячку полтина, понома­рю да просвирнице по полуполтине человеку, да хлеба по пять чети ржи, овса потомуж, человеку на просфоры полтина; всего денежные руги по окладу пять рублев шестнадцать алтын четыре деньги, да захлеб за двадцать за девять чети деньгами семь рублев восемь алтын две деньги и обоего годовыя денежныя руги за хлеб деньгами двенад­цать рублев двадцать пять алтын и в то число на нынешний на 180 г. того нашего Великого Государя жалованья годовыя денежныя руги и за хлеб деньгами дано на Москве из доходов Приказу Казанского Двор­ца десять рублев; потому что по сказке попа Ивана у тое соборныя церкви ныне дьякона нет и ныне бил челом нам Великому Государю Касимовские соборныя церкви Вознесения Господня и придела Иоан­на Предтечи поп Иван, по нашему Великого Государя жалованья и захлеб деньгами велено ему с причетники давать по все годы из Приказу Казанского Дворца и как де он для тое руги приезжает к Москве и в то де время в Соборной церкви пения не бывает многое время, а в Каси­мове де на кружечном дворе кабацкую прибыль збирают на нас Вели­кого Государя и нам Великому Государю пожаловати б его попа Иванас причетники велеть им впредь со 181 году нашего Великого Государя жалованье годовую ругу давать в Касимове из доходов кружечного двора по вся годы без московския волокиты, и о том дать Великого Государя грамоту с причетом в Касимове и воеводе и как к тебе ся нашего Великого Государя грамота придет и ты б Касимовские собор­ныя церкви Вознесения Господня попу Ивану с причетники Великого Государя жалованья годовую ругу по окладу ежегодно велел давать в Касимове из сборных денег кружечного двора на лицо, и за очи от­нюдь никому давать не велел, а сколько в котором году и кому именно та руга будет дана и ты б о том ежегодно писал к нам Великому Госуда­рю подлинно, а отписи велел подавать в приказе Казанского Дворца боярину нашему Князю Ивану Андреевичу Хилкову, да дьяком нашим думному Григорию Караулову, да Федору Грибоедову, да Григорию Михайлову, а прочесть сию нашу Великого Государя грамоту отдал бы еси попу Ивану, а себе нашей Великой Государя грамоты список слово в слово за своею рукою оставил в съезжей избе в предь для иных на­ших воевод и приказных людей. Писан на Москве лето 7180 марта в11 день». В 1748 году касимовским воеводою Василием Михайловичем Ховриным на месте деревянного Вознесенского собора, существовав­шего еще в 1623 году, был построен каменный, тоже главный престол во имя Вознесения Господня, а боковые - один во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи: а другой - во имя Покрова Пресвятой Богоро­дицы. Собор, построенный в 1748 году был низок, мал и тесен; поэто­му жители города Касимова построили в 1854 гoдyl) новый простор­ный И прекрасной архитектуры то же главный престол во имя Возне­сения Господня, а боковые те же что и в старом соборе. План настоя­щего собора снят с плана собора в г.Гатчине. В Вознесенском соборе находятся три замечательных картины: проповедь на горе, бегство в Египет, введение пр. Богородицы в храм Иерусалимский. На столбах находятся следующие живописные картины: Василия Великого, Гри­гория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия; из чтимых мест­ных икон замечательны иконы Спасителя и Великомученика Пантеле­им она, принесенная из Афонского Пантелеимоновского монастыря купцом Лавровым; при этой иконе находится частица мощей Велико­мученика Пантелеимона в серебряном кресте. Вознесенский собор снаружи был выкрашен в 1889 году и купол был расписан внутри хра­ма 1890 году; снаружи собор имеет очень красивый вид; настоящий церковный староста потомственный почетный гражданин Сергей Леонтьевич Салазкин особенно заботится об украшении Вознесенс­кого Собора.        .

 

__________________________

1) Освящен в 1862 году.

 

Hosted by uCoz