Церкви города Касимова

 

 

 

 

На главную

О г.Касимове

Основоположн.

Церкви

Краев. музей

Написать письмо

[Вознесенский собор]
[Благовещенская церковь]
[Успенская церковь]
[Церковь Великомученика Георгия, или Богоявления]
[Николаевская церковь]
[Рождественская или Пятницкая церковь]
[Казанская церковь]
[Троицкая церковь]
[Церковь Михаила Архангела, или Воскресенская в Ямской слободе.]
[Церковь Пророка Божия Илии на Старом Посаде]
[Церкви Всех Святых и Преображения Господня]
[Церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова При Касимовском Тюремном Замке.]
[Часовня Царевича Иакова Васильевича В Казанском монастыре.]
[Соборная Ханская Мечеть]

Николаевская церковь.

Николаевская или Никольская церковь есть вторая по древнос­ти 1) в городе Касимове. Первоначально на месте теперешней камен­ной церкви была деревянная, о которой упоминается в писцовых кни­гах Воейкова и Ракова. Вот что именно говорится там: «Да в Касимове же у винокуреннаго ручья, по конец нового посаду слобода Великия Государыни инокини Марфы Ивановны2) селится вновь, а в слободе церковь деревянная Николая Чудотворца клецки, да в той же церкви придел Михаила Мелеина, а церковнаго строения образ местной Чу­дотворца Николая Можайского на краске в киоте, а прикладу у того образа венец и гривенка серебряны басманны золочены, да гривенка серебрянная ж золоченая, да пред тем же образом свеча поставлена навожена краски, двери царския, и ст6лпцы на краске на прозелени, да в алтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы Одигитрии на краске же, на другой стороне образ Николая Чудотворца, а пред чис­тою свеча поставленная весом в пять гривенок, навожена краски, крест

благословляющий обложен медью, потир и блюда деревянныя, покров­цы и воздух зенденинныя. А в приделе Михаила Мелеина двери царс­кия и столпцы на краске, а придел освящен, да у той же церкви два колокола весом в три пуда Государева данья (подарок Государя), а под церковью и под кладбищем земли в длину пятьдесят четыре сажени, поперек сорок четыре сажени, да на церковной же земле дворы Ни­кольскаго чернаго попа». Настоящая каменная Николаевская церковь, как значится в церковных записях, была построена в 1701 году Пет­ром Ауповым из посадских, т. е. из жителей нового посада, располо­женного около Николаевской церкви и Казанского монастыря. Около Николаевской церкви существовал Николаевский мужской монастырь. Николаевский мужской монастырь существовал до 1784 года, в тече­ние некоторого времени в нем были архимандриты, но их было только двое: Олимпий и Феофан. Олимпий Кангулов быт из купцов касимов­ских, известен по своему искусству в иконописании: написанный им в Городовой магистрат большой образ Казанской Божией Матери хра­нится до сих пор в Благовещенской церкви, его же работы образ стоит в Касимовском Казанском девичьем монастыре. В 1784 году Никола­евский монастырь был упразднен, архимандрита Феофана перевели тогда в Ольгов монастырь, а монахи были переведены в Рождественс­кий Елатомский монастырь. В Николаевском монастыре возле ворот священником Благовещенской церкви Феодором была построена ка­менная келия, келия эта теперь разрушена. В 1744 году в Николаевс­ком монастыре было 4 монаха и 2 бельца. Этот монастырь уничтожен за неимением средств к существованию. Факт о существовании Нико­лаевского мужского монастыря доказывается во-первых, тем, что в книге «Историческое обозрение Рязанской Иерархии» соч. Тихона Воз­движенского, Москва 1820 г., на стр. 332 о Николаевском монастыре говорится так: Касимовский Николаевский, оставленный на своем со­держании, а потом упраздненный, мужской монастырь находится в том же уездном городе. Во-вторых, тем, что когда рыли землю для фунда­мента теперешней колокольни, нашли святые ворота, длинные воло­сы, череп, полусгнивший монашеский клобук, посох и сандалии3). Около церкви росли два огромных вяза, один из них лет шесть тому назад сломало бурей, но один уцелел; сломанный вяз имел три аршина в окружности; смотря на такую громадность, можно судить о их древно­сти, так как вяз принадлежит к долгорастущим деревьям; надо пред­полагать, что эти вязы - остатки леса, окружавшего Николаевскую цер­ковь в древности. Возле алтаря настоящей Николаевской церкви находятся надгробные камни с полустертыми славянскими надписями. На самом большом камне я мог разобрать несколько слов, из которых вид- I но, что под ним похоронен какой-то Иеромонах. Сзади алтаря Нико­лаевской церкви находится каменная часовня, воздвигнутая на могиле одного подвижника благочестия, скончавшегося лет сорок тому назад, Петра Семеновича, который вел жизнь праведную и воздержную и был как светильник горящий пред Богом; жития его было 124 года. В1887 году в шкафу одного из приделов Никольской церкви найден был деревянный крест с следующею надписью: «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийскаго чудотворца при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца и при благороднем государе нашем царевиче Алексее Петровиче по благословению Стефана Митрополита Рязанскаго и Муромскаго в лета СЗГI (7213 - 1705) году индикта месяца маия в (10) день и памяти свя­таго апостола Симона Зилота».

 

_____________________________

1) Первая по своей древности церковь Богоявленская.

2) Государыня инокиня Марфа Ивановна была родительницей царя Михаила Феодоровича.

3) В Никольской церкви находится nомянник XVII столетия с над­писью «nомянник Николаевскаго монастыря», что ясно показывает, что на месте Никольской церкви был мужской монастырь.

 

Hosted by uCoz