Церкви города Касимова
Николаевская церковь.
Николаевская или Никольская церковь есть вторая по древности 1) в городе Касимове. Первоначально на месте теперешней каменной церкви была деревянная, о которой упоминается в писцовых книгах Воейкова и Ракова. Вот что именно говорится там: «Да в Касимове же у винокуреннаго ручья, по конец нового посаду слобода Великия Государыни инокини Марфы Ивановны2) селится вновь, а в слободе церковь деревянная Николая Чудотворца клецки, да в той же церкви придел Михаила Мелеина, а церковнаго строения образ местной Чудотворца Николая Можайского на краске в киоте, а прикладу у того образа венец и гривенка серебряны басманны золочены, да гривенка серебрянная ж золоченая, да пред тем же образом свеча поставлена навожена краски, двери царския, и ст6лпцы на краске на прозелени, да в алтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы Одигитрии на краске же, на другой стороне образ Николая Чудотворца, а пред чистою свеча поставленная весом в пять гривенок, навожена краски, крест
благословляющий обложен медью, потир и блюда деревянныя, покровцы и воздух зенденинныя. А в приделе Михаила Мелеина двери царския и столпцы на краске, а придел освящен, да у той же церкви два колокола весом в три пуда Государева данья (подарок Государя), а под церковью и под кладбищем земли в длину пятьдесят четыре сажени, поперек сорок четыре сажени, да на церковной же земле дворы Никольскаго чернаго попа». Настоящая каменная Николаевская церковь, как значится в церковных записях, была построена в 1701 году Петром Ауповым из посадских, т. е. из жителей нового посада, расположенного около Николаевской церкви и Казанского монастыря. Около Николаевской церкви существовал Николаевский мужской монастырь. Николаевский мужской монастырь существовал до 1784 года, в течение некоторого времени в нем были архимандриты, но их было только двое: Олимпий и Феофан. Олимпий Кангулов быт из купцов касимовских, известен по своему искусству в иконописании: написанный им в Городовой магистрат большой образ Казанской Божией Матери хранится до сих пор в Благовещенской церкви, его же работы образ стоит в Касимовском Казанском девичьем монастыре. В 1784 году Николаевский монастырь был упразднен, архимандрита Феофана перевели тогда в Ольгов монастырь, а монахи были переведены в Рождественский Елатомский монастырь. В Николаевском монастыре возле ворот священником Благовещенской церкви Феодором была построена каменная келия, келия эта теперь разрушена. В 1744 году в Николаевском монастыре было 4 монаха и 2 бельца. Этот монастырь уничтожен за неимением средств к существованию. Факт о существовании Николаевского мужского монастыря доказывается во-первых, тем, что в книге «Историческое обозрение Рязанской Иерархии» соч. Тихона Воздвиженского, Москва 1820 г., на стр. 332 о Николаевском монастыре говорится так: Касимовский Николаевский, оставленный на своем содержании, а потом упраздненный, мужской монастырь находится в том же уездном городе. Во-вторых, тем, что когда рыли землю для фундамента теперешней колокольни, нашли святые ворота, длинные волосы, череп, полусгнивший монашеский клобук, посох и сандалии3). Около церкви росли два огромных вяза, один из них лет шесть тому назад сломало бурей, но один уцелел; сломанный вяз имел три аршина в окружности; смотря на такую громадность, можно судить о их древности, так как вяз принадлежит к долгорастущим деревьям; надо предполагать, что эти вязы - остатки леса, окружавшего Николаевскую церковь в древности. Возле алтаря настоящей Николаевской церкви находятся надгробные камни с полустертыми славянскими надписями. На самом большом камне я мог разобрать несколько слов, из которых вид- I но, что под ним похоронен какой-то Иеромонах. Сзади алтаря Николаевской церкви находится каменная часовня, воздвигнутая на могиле одного подвижника благочестия, скончавшегося лет сорок тому назад, Петра Семеновича, который вел жизнь праведную и воздержную и был как светильник горящий пред Богом; жития его было 124 года. В1887 году в шкафу одного из приделов Никольской церкви найден был деревянный крест с следующею надписью: «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийскаго чудотворца при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца и при благороднем государе нашем царевиче Алексее Петровиче по благословению Стефана Митрополита Рязанскаго и Муромскаго в лета СЗГI (7213 - 1705) году индикта месяца маия в (10) день и памяти святаго апостола Симона Зилота».
_____________________________
1) Первая по своей древности церковь Богоявленская.
2) Государыня инокиня Марфа Ивановна была родительницей царя Михаила Феодоровича.
3) В Никольской церкви находится nомянник XVII столетия с надписью «nомянник Николаевскаго монастыря», что ясно показывает, что на месте Никольской церкви был мужской монастырь.