Краеведческий музей г.Касимова

 

 

 

 

На главную

О г.Касимове

Основоположн.

Церкви

Краев. музей

Написать письмо

Часто экскурсии ставят своей целью посещение краеведческого музея. Путь к музею пролегает через улицу Ленина, Татар­скую и площадь Победы. Он расположен в старинной татарской мечети с высоким минаретом, сложенным из белого окского камня.

Музей был основан в 1922 году. Он проводит боль­шую и полезную работу. Полистаем книгу отзывов:

«Не ожидали, что в таком маленьком городе и та­кой богатый музей»,-пишут одни. «Это сокровище материальной культуры нашего нapодa», отзывают­ся другие. «Как много мы увидели интересного!» - ­восторгаются третьи. У музея в Касимове много преданных друзей. Среди них Ахмет Мартынович Ишимбаев, касимов­ ский старожил, заслуженный учитель школы РСФСР. Кажется, нет в городе и его пригородах сколько-ни­будь замечательного места, которое бы не сфотогра­фировал этот страстный, неутомимый краевед, пат­риот своего города. У него сотни фотографий и около десятка тематических фотоальбомов. Например, «Па­мятники В. И. Ленину в Касимове и районе», «Памят­ники архитектуры г. Касимова»; «Касимовские пейзажи», «Лечебные учреждения», «Знатные земляки», «Учебные заведению». Свои фотографии Ахмет Мар­тынович охотно дарит музею, школам, краеведам. Его фотоальбомы помогают касимовцам в изучении родного края.

      В музее довольно широко представлен этнографический отдел. Здесь и одежда, и платье, и обувь, и всевозможные, тонкой работы предметы женского туалета: перстни, браслеты. Многие эти украшения были сработаны касимовским мастером Иваном Мар­ковичем Серебрянниковым.

Обращает на себя внимание татарское седло. Оно выполнено из прессованной бересты и по крыто тон­ким слоем кости с инкрустацией. Эта работа, так же, как и медные, фигурные, искусно сделанные кум­ганы (кувшины), выполнена русским умельцем.

...В музее можно увидеть много интересных вещей из быта русских крестьян. Касимовские мастера, жившие в пригородных деревнях - Поповке и Ула­новой Горе, отливали колокола, не уступавшие по своим качествам знаменитым валдайским; не слу­чайно же Касимов одно время называли «колоколь­ным». В этих же деревнях делали и гармоники. И сейчас еще от старых гармонистов можно слышать воспоминания о звучных и стройных гармониках «поповках».

Покоряет и мастерство русских женщин. Вот перед нами старинная понева. Она связана вручную из тончайших нитей овечьей шерсти с рисунками. Долгие годы не тронули поневу. Она и сейчас прочна, ярка и нарядна, словно мастерица только что кончила вязанье и повесила поневу на стену, чтобы полюбоваться ею.

Несмотря на то что Касимов долгое время нахо­дился под властью татар, местное население стойко хранило и развивало древние русские обычаи, русс­кую культуру, традиции. По давнему обычаю девушки сами готовили себе приданое: ткали холсты, вышивали поневы, поло­тенца, сарафаны. Невеста во время свадьбы обязана была несколько раз переодеться в разные наряды, выполненные ею самой. Этот обычай являлся как бы смотринами мастерства невесты, ее уменья ткать и шить платье. Возникало нечто вроде соревнования, которое и двигало вперед ткацкое узорное искусство, рождало широкое разнообразие народного костюма.

Особенно славились касимовские тяжелые («чел­ноками братые») красные поневы, праздничные по­невы-синятки, подзоры, фартуки, полотенца.

Изучением касимовского ткачества занимаются многие специалисты, они дают высокую оценку paботе местных мастериц. Вот как отзывается об этом промысле Н. И. Сысоева в книге «Касимовское узор­ное ткачество»:

«Касимовское узорное ткачество XIX-XX вв. разнообразно и интересно как по художественному образу, так и по техническому исполнению. Местные ткачихи, несомненно одаренные художницы, создали прекрасные изделия, воплощая свое чувство красоты в узорах то монументально-торжественных, строгих по цвету (группа поневных тканей), то удивительно изящных, с ювелирно тонкой разработкой (браное ткачество Касимовского района), то сочных, красоч­ных (изделия, выполненные цветной шерстью Тумского района), то лирично нежных с мягкими, тонкими сочетаниями цветов (касимовские за­клады)».

      И далее:

      «Присутствие крестообразных мотивов в узорах ручных тканых вещей Касимовского уезда XIX­ начала ХХ ВВ., встречающихся также в Тамбовской и Пензенской губерниях (как раз в тех местах, где население ведет свою родословную от мещеряков), общность орнаментального и ритмического строя и колорита позволяет наметить первоначальные, силь­но размытые веками контуры этого интересного пласта русской народной культуры. Источник этой культуры, по нашему мнению, находился именно в районе Касимова».

Интересна скульптура из дерева, вырезанная, по предположению, одним из рабочих Сынтульского чу­гунолитейного завода. В то время художникам и скульпторам из народа не разрешалось писать свои фамилии на собственных произведениях. Так оста­лись безвестными авторы картин «А. Р. Баташов» и «Мадонна, кормящая ребенка». Неизвестны и твор­цы изящных скульптур Бapкoвa и князя Голицына из гипса и белого мрамора, хранящихся в музее.

Посетители музея обра­тят внимание на картины «Рыбаки на тоне» «Батрач­ка», «Девушка с кувшином», «Телебукинская церковь» и на некоторые другие произ­ведения живописи на темы из крестьянской жизни. Эти полотна принадлежат кисти касимовца Дмитрия Сер­геевича Дьяконова-Мичан­ского. Он учился в Строга­новском училище, на его творчество оказали благо­творное влияние художники-передвижники. К сожа­лению, талантливый художник прожил короткую жизнь. Он умер в 1906 году двадцати восьми лет от роду.

В музее немало книг в тяжелых кожаных, а то и металлических переплетах, с серебряной чеканкой и фарфоровыми заставками. Удивительно то, что краски, которыми написаны книги, и по сей день сохранили свою яркость, хотя им уже много веков.

Здесь хранятся предметы, изготовленные в раз­ное время промышленными предприятиями города и уезда: фарфоровая и хрустальная посуда, выработанная на Великодворском стекольном заводе (сейчас пос. Великодворье находится в составе Владимирской области), художественное чугунное литье - продук­ция Сынтульского чугунолитейного завода и мастер­ских индустриального техникума, меховые изделия овчинно-меховой фабрики, рыболовецкие сети и де­тали сетевязальных машин фабрики «Красный тек­стильщик», изделия завода «Зооветоборудование», «Холодмаша» и механического завода № 8.

Hosted by uCoz