Церкви города Касимова

 

 

 

 

На главную

О г.Касимове

Основоположн.

Церкви

Краев. музей

Написать письмо

[Вознесенский собор]
[Благовещенская церковь]
[Успенская церковь]
[Церковь Великомученика Георгия, или Богоявления]
[Николаевская церковь]
[Рождественская или Пятницкая церковь]
[Казанская церковь]
[Троицкая церковь]
[Церковь Михаила Архангела, или Воскресенская в Ямской слободе.]
[Церковь Пророка Божия Илии на Старом Посаде]
[Церкви Всех Святых и Преображения Господня]
[Церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова При Касимовском Тюремном Замке.]
[Часовня Царевича Иакова Васильевича В Казанском монастыре.]
[Соборная Ханская Мечеть]

Церковь Михаила Архангела, или Воскресенская в Ямской слободе.

Церковь Воскресения Христова и Архистратига Божия Михаила в Ямской слободе построена в 1800 году. Первоначально в Ямской сло­боде была деревянная церковь мучеников Фрола и Лавра; она находи­лась на конце Ямской слободы при въезде в город. Вот что говорится в писцовых книгах о церкви мучеников Фрола и Лавра: «В Касимове, на посаде, по конец Ямския Слободы, храм Святых мученик Флора и Лавра деревян. А в нем церковнаго строения: образ местный Святых мучеников Флора и Лавра на прозелени, да Дещ_ус и двери царския и сень и столпцы на прозелени ж; да в алтаре образ Пречистыя, Богоро­дицы запрестольной, на прозелени, сосуд и потирь и блюдо деревян­ные, звезда железная; на престоле индития выбойчатая, да на престо­ле евангелие печатное, тетр, в десть, волочено киндяком червчатым, евангелисты на меди. Да в церкви книги: служебник печатный;в пол­десть, апостол тетр в десть, два трифолоя письменныя в десть, две триоди постная идветная письменная в полдесть, псалтырь письмен­ная ж в полдесть, да октой письменной в десть. На колокольне два колокола. Под церковью земли длины 52 сажени, поперек 20с,сажень. Да на церковной же земли двор Фроловскаго попа Романа Созоныье­ва, ,в длину, 1 О сажень, поперек тож, да его ж двора огород, в длину 15 сажень, поперек 9 сажень с полусаженью; двор церковнаго дьячка Сер­гейка Еуфимьева, в длину 6 сажень, поперек полсемы сажени, да его ж двора огород, в длину полсемы сажени, поперег 5 сажень». Прочие сведения этой же выписи, где перечисляются дворы обывателей Ям­cкoй слободы, интересны в том отношении, Что очень многие роды тогдашних ямщиков (тогда они назывались охотниками) существуют идо сих пор, как фамилии, 250 лет тому назад бывшие, как-то: Резьяко­вы, Муромцевы, Мальцевы, Третьяковы, Вакины, Пищулины, Живи­ловы, Халдеевы, Барковские, Азимковы, Миловановы; из них: Третья­ковы, Вакины (ныне Ивакины), Живиловы и теперь числятся крестья­нами Татарской волости; Резьяковы же (ныне Резвяковы), Муромце­вы, Мальцевы, Пищулины, Халдеевы, Барковские, Азимковы и Мило­ваны теперь состоят мещанами; но все поименованные фамилии про­живают до сего времени в Ямской слободе. Далее в этой же выписи упоминается о церковной земле, принадлежащей церкви Флора и Лавраи отмеренной в Ямских полях: «Да в Ямских же полях отмерено, по государевой грамоте и по выписи Савелья Малеванова и подъячаго Петра Шарапова сто двадцать девятаго году из ямской из выбылой земли к церкви Флору и Лавру пашни по пятнадцати четвертей в поле, а в дву потому ж. А по новому письму и по мере тое церковные земли двенадцать четвертей с четвериком в поле, а в дву потому ж; И не ста­ло против вьписи Савелья Малеванова да подъячаго Петра Шарапо­ва, по новому письму и по мере, трех четвертей без четверика в поле, а в дву потому Ж. А межа той церковной земли в первом поле: от горо­ду с приезду, от речки от Бабенки, меж вражка по дороге;" в другом поле: по конец поля, подле Бибарсовския дороги, по первую вершину вражка от дороги; а ото вражка прямо пашнею на дубок, а нем грань; в третьем поле: подле Синулицыны дороги от слободы едучи по ле­вую сторону вражка».

В 1681 году ямщикам дана была выпись с писцовых книг на вла­дение землей; в этой выписи сказано: «В Касимове на посаде Ямская слобода, а в ней церковь Воскресения Христова в приделе Архангела Михаила, деревянная и т.д. ... а нынешняго 189 (1681) году по дозору писца Якова Петровича Доводчикова да подъячаго Петра Безсонова ... церковныя земли, что преж сего бывала флоровская земля, а ныне при­ходской ямской церкви Воскресения Христова, пятнадцать четвертей в поли, а в дву потому ж».

         Из приведенной выписи можно заключить, что церковь Воскре­сения Христова была выстроена за несколько времени до 1681 года, новая, которая заменила собою вероятно ветхую прежнюю церковь Флора и Лавра. Нужно полагать, что новая церковь была выстроена совсем на другом месте, ближе к центру города; место, где была цер­ковь Воскресения Христова и Архистратига Михаила и теперь пока­зывают у нас около кузницы, где теперь стоит часовня; даже есть лич­ные свидетельства старожилов, что деревянные церкви (их было две при одной колокольне) существовали долго на том месте даже и после построения каменной церкви, которая существует по настоящее вре­мя. Флоровская же церковь, нужно полагать, была совершенно в дру­гом месте; она была, как сказано в выписи 135 г., на выезде Ямскойслободы, а у нас в Ямс.кой слободе существует предание, что Ямская слобода когда-то была строением в одну линию и простиралась гораз­до более, нежели простирается теперь; это между прочим подтверж­дается и тем, что сажень на 100 или 200 далее конца Ямской слободы по Елатомской дороге существуют и теперь признаки вероятно быв­ших в тогдашних огородах грядок и как раз за этими грядками стоят теперь две часовни; ради чего они выстроены, утвердительно сказать нельзя, а предполагать можно, что на этом месте, как на выезде из Ямской слободы, и была церковь Флора и Лавра; затем, когда она из­ветшала, то для удобства ее перенесли на новое место, ближе к центру города, именно - где теперь кузницы, и построили церковь с переиме­нованием в Воскресенскую с приделом Михаила Архангела. Эта но­вая церковь существовала до 1746 г. (т.е. около 70 - 80 лет), а в 1746 году, как известно из официального документа - благословенной гра­моты на построение новой церкви в Ямской слободе, данной в 1747 году Архиепископом Рязанским и Муромским Алексием, был в Ямс­кой слободе пожар, от которого сгорела теплая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила (про Воскресенскую ничего не говорится там; может быть и она существовала тогда, как холодная, и может быть от пожару уцелела). С разрешения преосв. Алексия, прихожане при­искали в городе Касимове же упраздненную церковь деревянную Бла­говещенскую, вместо которой бьла выстроена каменная и из нее со­брали с прибавлением нового леса церковь Михаила Архистратига на прежнем же месте. В подтверждение высказанной мною мысли, что церковь Воскресения Христова существовала особенно до 1746 года и во время пожара осталась невредимою, привожу выдержки из благо­словенной грамоты 1768 года, данной ямщикам Епископом Паллади­ем Рязанским и Шацким: «Нынешняго 1768 года марта дня, подан­ным: нам епархии нашея города Касимова Ямской слободы церкви Вос­кресения Христова иерей Алексей Филиппов с приходскими людьми прошением объявили: показанныя де церковь Воскресения Христова

с приделом св. жен Мироносиц, да вторая церковь св. Архистратига Божия Михаила теплая деревянная и ныне де оне приходския люди вместо тех деревянных желают построить во оныя же храм о имянова­ния Воскресения Христова, с приделом св. Архистратига Михаила исв. жен Мироносиц, да ктомуж еще присовокупляют сделать придел Пресвятыя Богородицы Тихвинския, в едину каменную церковь и т. д.». Но по получении благословенной грамоты в 1768 году каменную церковь почему-то не начинали строить, за скудностью ли средств, или по другим каким-либо причинам. Существует предание, что в то время был в Касимове влиятельный барин, воевода Губарев; этот Гу­барев имел силу не дозволить постройку каменной Воскресенской цер­кви на том же месте, где были деревянные церкви вследствие того, будто бы, что Воскресенская церковь, будучи в недалеком расстоянии от Соборной Вознесенской церкви, отнимала у последней денежный доход. Губарев же был прихожанином Соборной Церкви, поэтому и радел об ея интересах. Таким образом, когда прихожане Ямской слобо­ды, в 1768 г. получив разрешение на построение каменной церкви, думали основать на том же месте, где были и деревянные их церкви, Губарев, имея ввиду вышеозначенную цель, запретил им постройку церкви на прежнем месте, а указал им для строения далеко от Собора болотистое место. Вероятно в виду неблагоприятных этих условий прихожане Ямской слободы и отложили постройку новой каменной церкви до более удобного времени. Так было до 1789 года, т. е. 21 год, но обстоятельства дела не изменились; волею не волею, а пришлось начинать строить каменную церковь на новом, хотя и на неудобном месте; на Рязанской еписк. кафедре к тому времени был новый епис­коп Симон; поэтому нужно было вновь просить благословенную гра­моту на разрушение постройки, каковая просьба и была подана в 1789 г., на которую последовало разрешение. Через 10 лет храм выстроил­ся и один из приделов во имя св. Архистратига Михаила был уже при­готовлен к освящению. 9 февраля 1800 года преосвященным: Симо­ном было разрешено освятить придел Архистратига Михаила.

        Древние книги Воскресенской церкви: 1) Евангелие, среднего раз­мера, крупной печати 1688 года, напечатано повелением Великих Го­сударей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича; 2) Круг месячных миней, малого формата, 1710 года; 3) 4 пролога 1677 года; 4) 2 Октоиха 1699 г.; 5) Служебник 1668 г. Древние иконы: Казанской Бо­жией Матери, разм. вершк. 7х5, св. Архистратига Михаила, арш. В 112 вышиною.

В настоящее время к холодной Михаила-Архангельской церкви пристроена теплая очень обширная.

 

 

______________________________

1) Шишкины принадлежат к числу самых старинных русскux ,фамилий в городе Касимове.

 

Hosted by uCoz