Церкви города Касимова
Церковь Михаила Архангела, или Воскресенская в Ямской слободе.
Церковь Воскресения Христова и Архистратига Божия Михаила в Ямской слободе построена в 1800 году. Первоначально в Ямской слободе была деревянная церковь мучеников Фрола и Лавра; она находилась на конце Ямской слободы при въезде в город. Вот что говорится в писцовых книгах о церкви мучеников Фрола и Лавра: «В Касимове, на посаде, по конец Ямския Слободы, храм Святых мученик Флора и Лавра деревян. А в нем церковнаго строения: образ местный Святых мучеников Флора и Лавра на прозелени, да Дещ_ус и двери царския и сень и столпцы на прозелени ж; да в алтаре образ Пречистыя, Богородицы запрестольной, на прозелени, сосуд и потирь и блюдо деревянные, звезда железная; на престоле индития выбойчатая, да на престоле евангелие печатное, тетр, в десть, волочено киндяком червчатым, евангелисты на меди. Да в церкви книги: служебник печатный;в полдесть, апостол тетр в десть, два трифолоя письменныя в десть, две триоди постная идветная письменная в полдесть, псалтырь письменная ж в полдесть, да октой письменной в десть. На колокольне два колокола. Под церковью земли длины 52 сажени, поперек 20с,сажень. Да на церковной же земли двор Фроловскаго попа Романа Созоныьева, ,в длину, 1 О сажень, поперек тож, да его ж двора огород, в длину 15 сажень, поперек 9 сажень с полусаженью; двор церковнаго дьячка Сергейка Еуфимьева, в длину 6 сажень, поперек полсемы сажени, да его ж двора огород, в длину полсемы сажени, поперег 5 сажень». Прочие сведения этой же выписи, где перечисляются дворы обывателей Ямcкoй слободы, интересны в том отношении, Что очень многие роды тогдашних ямщиков (тогда они назывались охотниками) существуют идо сих пор, как фамилии, 250 лет тому назад бывшие, как-то: Резьяковы, Муромцевы, Мальцевы, Третьяковы, Вакины, Пищулины, Живиловы, Халдеевы, Барковские, Азимковы, Миловановы; из них: Третьяковы, Вакины (ныне Ивакины), Живиловы и теперь числятся крестьянами Татарской волости; Резьяковы же (ныне Резвяковы), Муромцевы, Мальцевы, Пищулины, Халдеевы, Барковские, Азимковы и Милованы теперь состоят мещанами; но все поименованные фамилии проживают до сего времени в Ямской слободе. Далее в этой же выписи упоминается о церковной земле, принадлежащей церкви Флора и Лавраи отмеренной в Ямских полях: «Да в Ямских же полях отмерено, по государевой грамоте и по выписи Савелья Малеванова и подъячаго Петра Шарапова сто двадцать девятаго году из ямской из выбылой земли к церкви Флору и Лавру пашни по пятнадцати четвертей в поле, а в дву потому ж. А по новому письму и по мере тое церковные земли двенадцать четвертей с четвериком в поле, а в дву потому ж; И не стало против вьписи Савелья Малеванова да подъячаго Петра Шарапова, по новому письму и по мере, трех четвертей без четверика в поле, а в дву потому Ж. А межа той церковной земли в первом поле: от городу с приезду, от речки от Бабенки, меж вражка по дороге;" в другом поле: по конец поля, подле Бибарсовския дороги, по первую вершину вражка от дороги; а ото вражка прямо пашнею на дубок, а нем грань; в третьем поле: подле Синулицыны дороги от слободы едучи по левую сторону вражка».
В 1681 году ямщикам дана была выпись с писцовых книг на владение землей; в этой выписи сказано: «В Касимове на посаде Ямская слобода, а в ней церковь Воскресения Христова в приделе Архангела Михаила, деревянная и т.д. ... а нынешняго 189 (1681) году по дозору писца Якова Петровича Доводчикова да подъячаго Петра Безсонова ... церковныя земли, что преж сего бывала флоровская земля, а ныне приходской ямской церкви Воскресения Христова, пятнадцать четвертей в поли, а в дву потому ж».
Из приведенной выписи можно заключить, что церковь Воскресения Христова была выстроена за несколько времени до 1681 года, новая, которая заменила собою вероятно ветхую прежнюю церковь Флора и Лавра. Нужно полагать, что новая церковь была выстроена совсем на другом месте, ближе к центру города; место, где была церковь Воскресения Христова и Архистратига Михаила и теперь показывают у нас около кузницы, где теперь стоит часовня; даже есть личные свидетельства старожилов, что деревянные церкви (их было две при одной колокольне) существовали долго на том месте даже и после построения каменной церкви, которая существует по настоящее время. Флоровская же церковь, нужно полагать, была совершенно в другом месте; она была, как сказано в выписи 135 г., на выезде Ямскойслободы, а у нас в Ямс.кой слободе существует предание, что Ямская слобода когда-то была строением в одну линию и простиралась гораздо более, нежели простирается теперь; это между прочим подтверждается и тем, что сажень на 100 или 200 далее конца Ямской слободы по Елатомской дороге существуют и теперь признаки вероятно бывших в тогдашних огородах грядок и как раз за этими грядками стоят теперь две часовни; ради чего они выстроены, утвердительно сказать нельзя, а предполагать можно, что на этом месте, как на выезде из Ямской слободы, и была церковь Флора и Лавра; затем, когда она изветшала, то для удобства ее перенесли на новое место, ближе к центру города, именно - где теперь кузницы, и построили церковь с переименованием в Воскресенскую с приделом Михаила Архангела. Эта новая церковь существовала до 1746 г. (т.е. около 70 - 80 лет), а в 1746 году, как известно из официального документа - благословенной грамоты на построение новой церкви в Ямской слободе, данной в 1747 году Архиепископом Рязанским и Муромским Алексием, был в Ямской слободе пожар, от которого сгорела теплая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила (про Воскресенскую ничего не говорится там; может быть и она существовала тогда, как холодная, и может быть от пожару уцелела). С разрешения преосв. Алексия, прихожане приискали в городе Касимове же упраздненную церковь деревянную Благовещенскую, вместо которой бьла выстроена каменная и из нее собрали с прибавлением нового леса церковь Михаила Архистратига на прежнем же месте. В подтверждение высказанной мною мысли, что церковь Воскресения Христова существовала особенно до 1746 года и во время пожара осталась невредимою, привожу выдержки из благословенной грамоты 1768 года, данной ямщикам Епископом Палладием Рязанским и Шацким: «Нынешняго 1768 года марта дня, поданным: нам епархии нашея города Касимова Ямской слободы церкви Воскресения Христова иерей Алексей Филиппов с приходскими людьми прошением объявили: показанныя де церковь Воскресения Христова
с приделом св. жен Мироносиц, да вторая церковь св. Архистратига Божия Михаила теплая деревянная и ныне де оне приходския люди вместо тех деревянных желают построить во оныя же храм о имянования Воскресения Христова, с приделом св. Архистратига Михаила исв. жен Мироносиц, да ктомуж еще присовокупляют сделать придел Пресвятыя Богородицы Тихвинския, в едину каменную церковь и т. д.». Но по получении благословенной грамоты в 1768 году каменную церковь почему-то не начинали строить, за скудностью ли средств, или по другим каким-либо причинам. Существует предание, что в то время был в Касимове влиятельный барин, воевода Губарев; этот Губарев имел силу не дозволить постройку каменной Воскресенской церкви на том же месте, где были деревянные церкви вследствие того, будто бы, что Воскресенская церковь, будучи в недалеком расстоянии от Соборной Вознесенской церкви, отнимала у последней денежный доход. Губарев же был прихожанином Соборной Церкви, поэтому и радел об ея интересах. Таким образом, когда прихожане Ямской слободы, в 1768 г. получив разрешение на построение каменной церкви, думали основать на том же месте, где были и деревянные их церкви, Губарев, имея ввиду вышеозначенную цель, запретил им постройку церкви на прежнем месте, а указал им для строения далеко от Собора болотистое место. Вероятно в виду неблагоприятных этих условий прихожане Ямской слободы и отложили постройку новой каменной церкви до более удобного времени. Так было до 1789 года, т. е. 21 год, но обстоятельства дела не изменились; волею не волею, а пришлось начинать строить каменную церковь на новом, хотя и на неудобном месте; на Рязанской еписк. кафедре к тому времени был новый епископ Симон; поэтому нужно было вновь просить благословенную грамоту на разрушение постройки, каковая просьба и была подана в 1789 г., на которую последовало разрешение. Через 10 лет храм выстроился и один из приделов во имя св. Архистратига Михаила был уже приготовлен к освящению. 9 февраля 1800 года преосвященным: Симоном было разрешено освятить придел Архистратига Михаила.
Древние книги Воскресенской церкви: 1) Евангелие, среднего размера, крупной печати 1688 года, напечатано повелением Великих Государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича; 2) Круг месячных миней, малого формата, 1710 года; 3) 4 пролога 1677 года; 4) 2 Октоиха 1699 г.; 5) Служебник 1668 г. Древние иконы: Казанской Божией Матери, разм. вершк. 7х5, св. Архистратига Михаила, арш. В 112 вышиною.
В настоящее время к холодной Михаила-Архангельской церкви пристроена теплая очень обширная.
______________________________
1) Шишкины принадлежат к числу самых старинных русскux ,фамилий в городе Касимове.