Церкви города Касимова

 

 

 

 

На главную

О г.Касимове

Основоположн.

Церкви

Краев. музей

Написать письмо

[Вознесенский собор]
[Благовещенская церковь]
[Успенская церковь]
[Церковь Великомученика Георгия, или Богоявления]
[Николаевская церковь]
[Рождественская или Пятницкая церковь]
[Казанская церковь]
[Троицкая церковь]
[Церковь Михаила Архангела, или Воскресенская в Ямской слободе.]
[Церковь Пророка Божия Илии на Старом Посаде]
[Церкви Всех Святых и Преображения Господня]
[Церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова При Касимовском Тюремном Замке.]
[Часовня Царевича Иакова Васильевича В Казанском монастыре.]
[Соборная Ханская Мечеть]

Рождественская или Пятницкая церковь

Рождественская или Пятницкая церковь имеет три престола: глав­ный во имя. Рождества Пресвятой Богородицы, боковые - Великому­ченицы Параскевы и Николая Чудотворца. Первоначально на том самом месте, где теперь находится каменная Пятницкая церковь, было две деревянных церкви: одна во имя Параскевы мученицы, наречен­ная Пятницы, другая во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Дока­зательством сему служат писцовые книги Воейкова и Ракова, состав­ленные в 1623 году. Вот что говорится в писцовых книгах о Пятниц­кой и Рождественской церкви: «Церковь Великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, древянная клецки, верх шатровый; а в церкви Божие милосердие образов местной Великомученицы Праскевы1) на прозелени, а прикладу у того образа венец серебрянной басманной золочен, да гривенка серебрянная витая, да пред тем же образом свеча поставная навожена краски, образ Николая Чудотворца резной в дея­нии на золоте, а пред образом свеча поставная простая, да вверху в таблех Деисусы и праздники и пророки на прозелени, образ Рожде­ства Христова на прозелени, да пред Деисусом же два паникадила медных, да в алтаре за престолом образ пречистыя Богородицы Оди­гитрии на краске, а у Пречистой Богородицы прикладу две гривенки серебренныя витыя, а на престоле индития выбойчатая, да на престо­ле же евангелие тетр письменный в десть, волочено зеленым барха­том, евангелисты выбиваны на меди, сосуды, потирь и блюда и лжица деревянные, звезда железная, копейцо медное, покровцы зенденин­ные, ризы и стихарь полотнянныя, ау риз и у стихаря оплечья выбой­чатые, поручи зенденинныя, епитрахиль выбойчатая, кадило и укроп­ник медные, да в церкви ж книг: устав письменный в десть, шест од не­вец письменной в полдесть, два трифолоя письменных в полдесть, две триоди: одна постная, а другая цветная письменныя в полдесть, минея общая письменная в полдесть, апостол письменный в полдесть, псалтырь письменная в полдесть, часовник письменный в четверть, служебник печать Московская в полдесть».

«Да в том же храме стоит чудотворный образ Пречистыя Богома­тери Казанския, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебрян­ной басманной золочен, венцы у Пречистыя Богородицы и у Спаса серебрянны чеканные золочены; да у того ж образа пелена бархат чер­вчет на средине крест, а та пелена приклад Боярина Князя Ивана Ми­хайловича Воротынскаго стоит на аналогии, а налой волочен дорога­ми, да перед тем образом свеча местная восковая данья пушкаря Вьяла Прокофьева, образ Макария Желтоводскаго Чудотворца обложен ок­ладом серебрянным басман золочен, да у того ж образа пелена данья Алексея Чубарова, да пред тем же образом лампад медной данья по­садскаго человека, да у той же церкви два колокола весом полтретья пуда».

«Да другая церковь Рождества Христова древянная клецки, ветха, ,а службы и церковнаго строения нет, а под церквами и под кладбищем и под церковными дворы земли в длину 64 саж., поперег 48 саж., да на той же церковной земле дворы нищих, которые питаются от церк­ви Божией,- да против церкви за дорогой на церковной земле Пятниц­кий поп. Да у той же церкви в Касимовском уезде в Подлипенском стану, подле посадской ямской земли, пустошь Сиванюкова Бугакова тож, что дана в 102 году (1593, 4 г.) к ружной церкви Рождества Хрис­това и Великомученицы Параскевы нареченныя Пятницы, попу Мар­ке за хлеб жалованья пашни пахотные шестнадцать четь в поле, а в дву потому же».

Приведу список с жалованной грамоты царя Федора Ивановича в Касимов к князю Федору Тимофеевичу Козловскому о пожаловании Государем Федором Ивановичем земли в Пятницкую церковь в Каси­мове в 1595 году.

              «От царя и великаго князя Федора Ивановича всея России в Ка­симов князю Федору Тимофеевичу Козловскому.

Писал еси к нам, что в нынешнем 103 году, прислана к тебе наша грамота по. челобитью из Касимова ружныя церкви Рождества Хрис­това и великомученицы Параскевы попа Марка,  что он нам бил челом и сказал: «Идет де ему нынешняго годовыя руги по полтине денег, да хлеба по семи четвертей ржи, да по семи четвертей овса на год, и ему детям прокормитца нечим и нам бы его пожаловать, велети ему дати за то нынешнее хлебное жалованье в Касимовском уезде пустошь, что был починок Бузаковский, а была де та пустошь преж сего за Каси­мовским татарином за Бузаком, а того де Бузака не стало в Володимере в тюрьме, по нашей опале, а после де его остался сын, и его де нет без вести, а та де пустошь лежит порозжа, невладеет ею никто, а подошла близко церкви, а тебе про ту землю велено сыскати чья та земля быва­ла, а ныне владеет ли кто, и ты по нашей грамоте про ту пустошь сыс­кивал и сыску своего список к нам прислал, в ссыску обыскныя люди города Касимова два попа да два старосты, да десятския и двадцать человек посадских людей, да двенадцать человек ямских охотников, да тридцать два человека Касимовских князей мурз и татар, всего шес­десят девять человек; попы_сказали по священству, а Касимовские по­садские люди и охотники по нынешнему крестному целованию, а кня­зья мурзы и татар6вя по своей вере по шерсте, что та пустошь преж сего была за Касимовским татарином за Бузаком, в оговорном деле в Владимире с пытки умер, а остались после него жена да четыре сына, где ныне живут, того обыскныя люди несказали, а ныне де тот почи­нок порозжей в поместье не отдан никому; от посаду от Касимова сверсту а мы по тому твоему сыску тем починком Касимовскаго попа Марку пожаловали, велели ему ту пустошь дати к церкви Рождеству Христову и великомученицы Парасковеи за нынешнее жалованье за денежную и хлебную ругу: да тояж пустоши устроить ему с собою к тем же храмам дьячка, да пономаря, да проскурницу; а в Мещерских писцовых книгах письма Василья Волынскаго с товарищи лета 7087 г. написано: в Касимовском уезде пустошь Савандюкова что была за Бай­тереком да за Ентереком за Байчуриными, а после того пахал ее наез­дом Замятня Чубаров по закладной кабале, пашни в той пустоши пе­релогом средния земли 26 четвертей с третником в поле, а в дву пото­муж, сена 150 копен, лесу нет; и поп Марка у выписи сказал, что Байтерек Бузаку был отец, а Ентерек родной дядя и как де Байтерека и Ентерека нестало, и после де их владел тою пустошью Бузак и словеть де ныне та пустошь Бузакова; а нашего жалованья по окладу годовыя руги в Касимове к церкви Параскавеи нареченной Пятницы попу пол­тина да хлеба 7 четвертей овса, проскурницы де ныне нет, а хлеба 5 четвертей ржи 5 четвертей овса; а как к тебе ся, наша грамота придет, и тыб взяв с собой Касимовских посадских старост и целовальников и окольничих людей, сколько человек пригоже, да в ту пустошь Бузаков починок ехал, а при ехав, пере писал бы еси, и сметил сколько в той пустоше пашни, и паханнаго, и перелогу, и лесу, и сена и всяких уго­дий, и как той пустоши межи были изстари с иными землями, тыб есивсе велел написать в книги, одобрев ту пустошь отдал бы еси к церкви к Рождеству Христову и к Параскавеи нареченной Пятнице попу Мар­ку со всем угодьем, и выпись бы еси ему на ту пустошь дал со своих с дозорных книг, почему тою пустошью вперед владети; да велел бы еси ему к тем храмом прибрать дьячка, да пономаря, и владеть ему велел бы еси тою пустошью с дьячком и пономарем и проскурницею вместе, за наше денежное и хлебное жалованье, а дозору своего книги при­слал бы еси к нам в Москву в Приказ Казанскаго Дворца. Писан на Москве 7103 (1595) года июля в 26 день».

В Главном Московском Архиве Мин. Иностранных Дел сохраняется «Дело по челобитью Касимовского Пятницкой ружной церкви попа Ива­на -очистить по прежнему церковную землю». В декабре 1627 года Пят­ницкий поп Иван подал челобитную Государю Михаилу Феодоровичуна Андрея да на Федора да на Федосея Иванова детей Шаниных, что они поставили дворы на поповском месте, и государь приказал Касимовско­му воеводе разсудить попа Ивана с посадскими moдьми Шаниными и посуду воевода Иван Шетнев велел посадским людям очистить поповское место, застроенное Ими: Пятницкая церковь в настоящее время приписа­на к Казанскому монастырю и значится монастырской.

Из писцовых книг видно, что церкви Пятницкая и Рождественская еще существовали в 1593 году и что в этом году бьща пожалована земля, и еще видно, что в 1623 году основывался Казанский девичий монас­тырь и строилась церковь деревянная Казанския Божиея Матери: в это время образ Казанской Божией Матери принесен был из Казани стари­цей Устиньей, основательницей Казанского монастыря, пожертвован был образ Макария Жетоводского Чудотворца, тоже моление старицы Ус­тиньи. Обе эти иконы, т. е. Казанской Божией Матери и Макария Желто­водского Чудотворца, стояли до отделки Казанской церкви в Пятницкой церкви. Каменная Пятницкая церковь была построена в царствование Петра Великого в 1715 г. касимовским купцом Михаилом Григорьевичем Полежаевым. В Пятницкой церкви осталось много старинных образов,­ особенно в теплой церкви, в приделе Параскевы мученицы; из старин­ных образов замечательны образ, изображающий страшный суд, образ Великомученицы Параскевы и Михаила Архангела. Пятницкая церковь отличается своею обширностью; эта церковь древне-русской архитек­туры.

 

______________________________

 1) Сей образ цел еще до. сих пор и находится в приделе Великому­ченицы Параскевы и служит местною иконой.

 

Hosted by uCoz