Церкви города Касимова
Рождественская или Пятницкая церковь
Рождественская или Пятницкая церковь имеет три престола: главный во имя. Рождества Пресвятой Богородицы, боковые - Великомученицы Параскевы и Николая Чудотворца. Первоначально на том самом месте, где теперь находится каменная Пятницкая церковь, было две деревянных церкви: одна во имя Параскевы мученицы, нареченная Пятницы, другая во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Доказательством сему служат писцовые книги Воейкова и Ракова, составленные в 1623 году. Вот что говорится в писцовых книгах о Пятницкой и Рождественской церкви: «Церковь Великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, древянная клецки, верх шатровый; а в церкви Божие милосердие образов местной Великомученицы Праскевы1) на прозелени, а прикладу у того образа венец серебрянной басманной золочен, да гривенка серебрянная витая, да пред тем же образом свеча поставная навожена краски, образ Николая Чудотворца резной в деянии на золоте, а пред образом свеча поставная простая, да вверху в таблех Деисусы и праздники и пророки на прозелени, образ Рождества Христова на прозелени, да пред Деисусом же два паникадила медных, да в алтаре за престолом образ пречистыя Богородицы Одигитрии на краске, а у Пречистой Богородицы прикладу две гривенки серебренныя витыя, а на престоле индития выбойчатая, да на престоле же евангелие тетр письменный в десть, волочено зеленым бархатом, евангелисты выбиваны на меди, сосуды, потирь и блюда и лжица деревянные, звезда железная, копейцо медное, покровцы зенденинные, ризы и стихарь полотнянныя, ау риз и у стихаря оплечья выбойчатые, поручи зенденинныя, епитрахиль выбойчатая, кадило и укропник медные, да в церкви ж книг: устав письменный в десть, шест од невец письменной в полдесть, два трифолоя письменных в полдесть, две триоди: одна постная, а другая цветная письменныя в полдесть, минея общая письменная в полдесть, апостол письменный в полдесть, псалтырь письменная в полдесть, часовник письменный в четверть, служебник печать Московская в полдесть».
«Да в том же храме стоит чудотворный образ Пречистыя Богоматери Казанския, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебрянной басманной золочен, венцы у Пречистыя Богородицы и у Спаса серебрянны чеканные золочены; да у того ж образа пелена бархат червчет на средине крест, а та пелена приклад Боярина Князя Ивана Михайловича Воротынскаго стоит на аналогии, а налой волочен дорогами, да перед тем образом свеча местная восковая данья пушкаря Вьяла Прокофьева, образ Макария Желтоводскаго Чудотворца обложен окладом серебрянным басман золочен, да у того ж образа пелена данья Алексея Чубарова, да пред тем же образом лампад медной данья посадскаго человека, да у той же церкви два колокола весом полтретья пуда».
«Да другая церковь Рождества Христова древянная клецки, ветха, ,а службы и церковнаго строения нет, а под церквами и под кладбищем и под церковными дворы земли в длину 64 саж., поперег 48 саж., да на той же церковной земле дворы нищих, которые питаются от церкви Божией,- да против церкви за дорогой на церковной земле Пятницкий поп. Да у той же церкви в Касимовском уезде в Подлипенском стану, подле посадской ямской земли, пустошь Сиванюкова Бугакова тож, что дана в 102 году (1593, 4 г.) к ружной церкви Рождества Христова и Великомученицы Параскевы нареченныя Пятницы, попу Марке за хлеб жалованья пашни пахотные шестнадцать четь в поле, а в дву потому же».
Приведу список с жалованной грамоты царя Федора Ивановича в Касимов к князю Федору Тимофеевичу Козловскому о пожаловании Государем Федором Ивановичем земли в Пятницкую церковь в Касимове в 1595 году.
«От царя и великаго князя Федора Ивановича всея России в Касимов князю Федору Тимофеевичу Козловскому.
Писал еси к нам, что в нынешнем 103 году, прислана к тебе наша грамота по. челобитью из Касимова ружныя церкви Рождества Христова и великомученицы Параскевы попа Марка, что он нам бил челом и сказал: «Идет де ему нынешняго годовыя руги по полтине денег, да хлеба по семи четвертей ржи, да по семи четвертей овса на год, и ему детям прокормитца нечим и нам бы его пожаловать, велети ему дати за то нынешнее хлебное жалованье в Касимовском уезде пустошь, что был починок Бузаковский, а была де та пустошь преж сего за Касимовским татарином за Бузаком, а того де Бузака не стало в Володимере в тюрьме, по нашей опале, а после де его остался сын, и его де нет без вести, а та де пустошь лежит порозжа, невладеет ею никто, а подошла близко церкви, а тебе про ту землю велено сыскати чья та земля бывала, а ныне владеет ли кто, и ты по нашей грамоте про ту пустошь сыскивал и сыску своего список к нам прислал, в ссыску обыскныя люди города Касимова два попа да два старосты, да десятския и двадцать человек посадских людей, да двенадцать человек ямских охотников, да тридцать два человека Касимовских князей мурз и татар, всего шесдесят девять человек; попы_сказали по священству, а Касимовские посадские люди и охотники по нынешнему крестному целованию, а князья мурзы и татар6вя по своей вере по шерсте, что та пустошь преж сего была за Касимовским татарином за Бузаком, в оговорном деле в Владимире с пытки умер, а остались после него жена да четыре сына, где ныне живут, того обыскныя люди несказали, а ныне де тот починок порозжей в поместье не отдан никому; от посаду от Касимова сверсту а мы по тому твоему сыску тем починком Касимовскаго попа Марку пожаловали, велели ему ту пустошь дати к церкви Рождеству Христову и великомученицы Парасковеи за нынешнее жалованье за денежную и хлебную ругу: да тояж пустоши устроить ему с собою к тем же храмам дьячка, да пономаря, да проскурницу; а в Мещерских писцовых книгах письма Василья Волынскаго с товарищи лета 7087 г. написано: в Касимовском уезде пустошь Савандюкова что была за Байтереком да за Ентереком за Байчуриными, а после того пахал ее наездом Замятня Чубаров по закладной кабале, пашни в той пустоши перелогом средния земли 26 четвертей с третником в поле, а в дву потомуж, сена 150 копен, лесу нет; и поп Марка у выписи сказал, что Байтерек Бузаку был отец, а Ентерек родной дядя и как де Байтерека и Ентерека нестало, и после де их владел тою пустошью Бузак и словеть де ныне та пустошь Бузакова; а нашего жалованья по окладу годовыя руги в Касимове к церкви Параскавеи нареченной Пятницы попу полтина да хлеба 7 четвертей овса, проскурницы де ныне нет, а хлеба 5 четвертей ржи 5 четвертей овса; а как к тебе ся, наша грамота придет, и тыб взяв с собой Касимовских посадских старост и целовальников и окольничих людей, сколько человек пригоже, да в ту пустошь Бузаков починок ехал, а при ехав, пере писал бы еси, и сметил сколько в той пустоше пашни, и паханнаго, и перелогу, и лесу, и сена и всяких угодий, и как той пустоши межи были изстари с иными землями, тыб есивсе велел написать в книги, одобрев ту пустошь отдал бы еси к церкви к Рождеству Христову и к Параскавеи нареченной Пятнице попу Марку со всем угодьем, и выпись бы еси ему на ту пустошь дал со своих с дозорных книг, почему тою пустошью вперед владети; да велел бы еси ему к тем храмом прибрать дьячка, да пономаря, и владеть ему велел бы еси тою пустошью с дьячком и пономарем и проскурницею вместе, за наше денежное и хлебное жалованье, а дозору своего книги прислал бы еси к нам в Москву в Приказ Казанскаго Дворца. Писан на Москве 7103 (1595) года июля в 26 день».
В Главном Московском Архиве Мин. Иностранных Дел сохраняется «Дело по челобитью Касимовского Пятницкой ружной церкви попа Ивана -очистить по прежнему церковную землю». В декабре 1627 года Пятницкий поп Иван подал челобитную Государю Михаилу Феодоровичуна Андрея да на Федора да на Федосея Иванова детей Шаниных, что они поставили дворы на поповском месте, и государь приказал Касимовскому воеводе разсудить попа Ивана с посадскими moдьми Шаниными и посуду воевода Иван Шетнев велел посадским людям очистить поповское место, застроенное Ими: Пятницкая церковь в настоящее время приписана к Казанскому монастырю и значится монастырской.
Из писцовых книг видно, что церкви Пятницкая и Рождественская еще существовали в 1593 году и что в этом году бьща пожалована земля, и еще видно, что в 1623 году основывался Казанский девичий монастырь и строилась церковь деревянная Казанския Божиея Матери: в это время образ Казанской Божией Матери принесен был из Казани старицей Устиньей, основательницей Казанского монастыря, пожертвован был образ Макария Жетоводского Чудотворца, тоже моление старицы Устиньи. Обе эти иконы, т. е. Казанской Божией Матери и Макария Желтоводского Чудотворца, стояли до отделки Казанской церкви в Пятницкой церкви. Каменная Пятницкая церковь была построена в царствование Петра Великого в 1715 г. касимовским купцом Михаилом Григорьевичем Полежаевым. В Пятницкой церкви осталось много старинных образов, особенно в теплой церкви, в приделе Параскевы мученицы; из старинных образов замечательны образ, изображающий страшный суд, образ Великомученицы Параскевы и Михаила Архангела. Пятницкая церковь отличается своею обширностью; эта церковь древне-русской архитектуры.
______________________________
1) Сей образ цел еще до. сих пор и находится в приделе Великомученицы Параскевы и служит местною иконой.